Елена Владимирова. Склад неоформленных истин…

Новая Тамбовщина. – 2003. – 9 июля (№ 42). – с. 9.

СКЛАД НЕОФОРМЛЕННЫХ ИСТИН…

Поэт Сергей Левин переехал в Анапу из Котовска пару лет назад. Но связь с малой родиной не теряет и тамбовских друзей не забывает. Вот и в свой нынешний приезд он пригласил всех, кому интересна его поэзия, на свой творческий вечер в гостеприимную Пушкинскую библиотеку, чтобы познакомить со стихами из нового сборника «Снайпер», недавно вышедшего в краевом издательстве «Северный Кавказ».

Это второй по счету сборник автора. Еще до своего отъезда поэт заявил о себе дебютным сборником под названием «Упал со стула». С тех пор прошло почти -три года. Видимо, этот срок был достаточно значимым, так что автор не только перестал промахиваться мимо стула, но и научился бить точно в цель, о чем свидетельствует название книги.

«Снайпер», безусловно, – очень зрелая работа. Это проявляется и в художественных текстах, и в общей концепции сборника, и в послесловии самого автора, в котором слышится голос человека с определенным жизненным опытом – быть может, и не столь большим, зато плодотворным.

По признанию Сергея Лёвина, дабы меньше было ассоциаций с конкретными событиями, он намеренно убрал даты написания стихов, подтвердив тем самым приверженность к расхожей истине о том, что основная биография человека – его духовный рост. Как у всякого мыслящего существа, рост этот труден, порой мучителен. Это путь взлетов и падений (уже не со стула), путь надежд и потерь, путь, который у каждого свой и у каждого особый. Но лишь поэтам удается сделать из своего маршрута своеобразный путеводитель – в качестве предупреждения тем, кто рискнет повторить те же шаги.

Расту лозой садовСемирамиды,
Мужаю по дороге к алтарю, –

восклицает автор, отмечая значимые вехи внутреннего роста. Кто знает, сколько раз творцу приходится возвращаться к исходной точке, которая является мерилом его человеческого несовершенства и одновременно началом отсчета его бесконечного и упорного творческого пути!

Мир распознав до основ,
снова вернусь к чистоте
и напишу на листе:
«Господи, я не готов»…

Раздел сборника «Неомифъ» объединяет стихи, в которых так или иначе автор осмысливает хрестоматийные образы. Это Снайпер-Буратино, история которого трогательна и трагична, в противовес веселой детской сказке. В мире взрослых она превращается в историю крушения иллюзий и пребывания героя в мире незаслуженного непонимания. Это Гамлет, восстающий против автора, создавшего его. Здесь совершенно поновому звучит проблема творца и его творения. Кто знает, быть может, вечная тоска писателей и поэтов всех времен заключается именно в невозможности подарить свободу своим созданиям. Это проповедники Кирилл и Мефодий, уставшие от роли учителей и вместе с Алисой устремившиеся в нору белого кролика, туда,

где склад неоформленных истин
и чистое небо,
как знамя всеобщей свободы.

Неожиданное соседство? Пожалуй. Но тем самым автор опрокидывает устоявшийся стереотип создателей русской письменности, стереотип учителей, знающих ответы на все вопросы. А между тем знаменитые солунские братья наверняка мучились сомнениями и устремляли свои взоры туда, где бессильной оказывается не только буква закона, но и те буквы, с помощью которых вот уже который век человечество пытается сложить истинное Слово, буквы, существованием которых на Руси мы обязаны как раз им – Кириллу и Мефодию. Поэтому автор дает им в провожатые веселую героиню Кэролла, само воплощение алогизма и непредсказуемости.

Наверное, одно из достоинств настоящего поэта – способность творить миры и силой творческого воображения убеждать читателей в реальности этих миров. Впрочем, это не так уж трудно, если материалом для творчества является сама жизнь. Одна из отличительных способностей Сергея Левина – умение смело смотреть на жизнь, Отражая все стороны ее, от самых возвышенных до самых непривлекательных. И поэт тем убедительнее, чем глубже проникает в сущность показанных им явлений. Стихи, объединенные в разделе «Маленькая жизнь», пожалуй, об этом. О главном. О поиске смысла этой самой маленькой (для отдельного человека) жизни. Это следы, остающиеся за нами всеми, плохими и хорошими, это уход в невозвратное, где «нас заждались», это пребывание «между болью и яростью». Наконец, крик души:

Господи, помоги мне найти середину,
пока я не очень устал…

В мире, созданном Сергеем Левиным, истину (Бога) ищут просто, как в игре в прятки, на «раз, два, три, четыре, пять, я иду искать», но от этого не менее упорно. Самое ценное в творчестве автора «Снайпера» то, что, стреляя в цель, он не боится промахнуться, потому что с самого начала знает, что избежать ошибок может только тот, кто трудному пути и поиску предпочитает бездействие.

Елена Владимирова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: