Сергей Левин. Роспись настенная, и не только

Город на Цне. — 2000. — 2 февраля. — с. 6.

РОСПИСЬ НАСТЕННАЯ, И НЕ ТОЛЬКО

О нашем времени можно говорить бесконечно. Можно жаловаться на политиков и ругать Президента — гласность, демократия, свобода слова. Можно выпустить скандальнейшую книгу с та-а-ки-ми подробностями, что, как говорится, уши завянут. Можно совершить любое безрассудство, пришедшее на ум, но то, о чем бы мне хотелось рассказать, существовало и ранее, задолго до перестроечных времен, которые у многих россиян ассоциируются с исчезновением не только уверенности в завтрашнем дне, но и цензуры. Я имею е виду надписи, которые во все времена украшали стены, заборы, скамейки, спинки сидений и кору ни в чем не повинных деревьев. Изменились ли они сейчас? Есть ли смысловые трансформации? Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно просто пройтись по улицам, сесть в автобус или посетить общественный туалет.

Обычно люди ставят заборы для защиты от потенциальных грабителей, но кое-кто использует их вместо доски объявлений, часто производя сию операцию безграмотно и даже доходя до абсурда. На одном из тамбовских заборов, например, красуется то ли приказ, то ли угроза: «Мусор будете убирать весь дом», полностью лишенный каких-либо знаков препинания, а заодно и смысла. В Котовске же наиболее интересной из увиденных была фраза-предостережение «Люди, кругом обман», которую я бы предложил перенести на транспаранты и развесить на всех бизнес- и политучреждениях вместо эпиграфа к названию. Представьте только, как вы подходите к роскошному, совсем недавно построенному зданию и видите название очередного «МММ», а рядом — «Люди, кругом обман». Может, хоть это заставит немного задуматься. Но вернемся от мечтаний к пошлой действительности.

Удивительно, но факт: люди до сих пор пишут на заборах и стенах то заветное слово из трех букв, которое и остроту-то свою давным-давно потеряло и примелькалось так, что не вызывает ни смущения, ни отвращения. Кажется, оно существовало всегда и планирует остаться в веках, только последующие поколения будут писать его скорее по инерции, сообщенной предыдущим миллионом тинэйджерских ручонок, вдохновенно выводящих икс, игрек и какой-то непонятный значок. Вот где покопался бы старик Фрейд, да не дожил, А жаль.

К однообразной и по сути своей примитивной похабщине люди просто привыкли. Если раньше матерящегося подростка кое-как пытались урезонить окружающие его взрослые, то теперь стало куда проще махнуть рукой — «а нехай брешет, вона по телявизеру чичас и не такое покажуть».

Зато в последние годы фонд заборных надписей значительно пополнился благодаря возведению телевидением в культ некоторых музыкальных групп или, что реже, кинофильмов. Тут можно повстречать завидное разнообразие, иногда преподнесенное с небольшой долей юмора. 6 основном бранятся меж собой рэпперы и металлисты, поочередно доказывающие друг дружке, что их музыкальное направление гораздо круче противоположного, являющего собой не что иное, как отходы человеческой жизнедеятельности. В их спор стараются не вмешиваться лилейные попсо-вики, с придыханием выводящие «Руки вверх» (для непосвященных: это не приказ, а название чрезвычайно модного в подростковой среде коллектива, штампующего один альбом за другим), «Иванушки Int» или символическую логическую цепочку «Леня Ди Каприо + Titanic = Любовь».

Изумляют богатством надписи в общественных туалетах. Там-то, само собой разумеется, творится полный беспредел, ибо каждый желающий может выплеснуть из себя все во что горазд. Пошлости, понятно, в избытке, но встречаются и шедевры, такие, например, как «Славик — классный чувак» с близлежащей подписью «Славик», спорное утверждение «Я съел Курта Кобейна», двусмысленная строка-упрек «Ничего хорошего из тебя не выйдет» или строка великого А.С. Пушкина прямо над входом, гласящая «Сюда не зарастет народная тропа». Святотатство литературное, конечно, но поспорить трудно. Не зарастет.

А уж про автобусы и вспоминать-то страшно! Вот где простор для фантазии и время для реализации любых твоих замыслов, особенно если ехать не менее получаса. Тут себя проявляют наиболее одаренные студенческие умы. Для начала неизвестные сиденьеписцы опровергают бытующее в филологической среде мнение о вымирании фольклора. Это доказывает такое двустишие частушечного типа, как:

Пейте пиво
с плюшками –
Будет нос
с веснушками!

Или такое:

Темнота –
друг молодежи,
В темноте
не видно рожи.

Стихи, что называется, за жизнь, настоящая азбука народной мудрости. Но в руках особо одаренных работников фломастера, предпочитающих оставаться инкогнито, есть не только поэтические средства выражения. На спинках автобусных сидений мне встречалось и такое весьма прозаическое послание эпохи, как «Выхода нет», навеянное, видимо, творчеством питерской рок-группы «Сплин», или суицидально-депрессивное «Остановите землю, я сойду», обусловленное либо глобальным эгоцентризмом автора, либо его вселенской тоской.

Иногда, правда, покажется разочаровавшийся лирик, восклицающий:

Ми любим тех,
Кто нас не люби
Теряем тех,
Кто любит нас, —

но это случается крайне редко.

Но не будем о грустном, поэтому мне хочется закончить экскурсию в мир современного граффити репликой ярко выраженного индивида, который попытался опровергнуть один из навязанных с детства стереотипов мышления возгласом: «Люди, вас обманули — земля квадратная!»

Сергей ЛЕВИН
Художник Леонина КОБЗЕВА
Фото Павла КАШАЕВА
и Александра ПОДСИВАКИ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: