А. Саакьянц. И радугу дари

Новости. – № 16.

И РАДУГУ ДАРИ

«Золото лоз» – первая книга Ладыгина, но она еще и первая в России книга, состоящая полностью из стихов-палиндромов. Читаем в словаре иностранных слов: «Палиндром (с греческого – бегу назад) – «перевертень» – слово, фраза или стих, одинаково читающиеся слева направо и справа налево». Палиндромы были очень распространены на Древнем Востоке. Писать палиндромы пробовал Г.Р. Державин в начале XIX века, но у него получились лишь две строчки-перевертни, но зато какие:

Я разуму уму заря,
Я иду с мечем судия.

Палиндром – это древняя форма поэзии. Наверняка многие знают старинную фразу ярмарочных артистов: «На в лоб, болван!»

В 60-70-е годы XX века поэты успешно осваивают форму палиндромического стиха. И вот тут-то в полной мере проявится талант Николая Ивановича Ладыгина, которому 24 апреля исполнилось бы 100 лет.

Родился Ладыгин в Рославле Смоленской губернии и до начала Отечественной войны жил там.

Уже в годы учебы в гимназии Ладыгин начинает писать стихи (пока не палиндромы) и проявлять интерес к рисованию.

Позже Николай Иванович поедет в Петроград и поступит в художественное училище. Но учебу придется бросить, так как отец откажется помогать сыну материально, не понимая его стремлений.

Дальше женитьба, воспитание детей, работа по установке телеграфных столбов, работа столяром в музыкальной школе, где Ладыгин изготавливал музыкальные инструменты и многое другое. Но что бы Николай Иванович ни делал, чем бы ни занимался, он продолжает рисовать, делать копии с известных картин, писать стихи.

В доме Ладыгина часто бывали интересные художники: И. Степанов, В. Стародубцев, М. Фирсов, К. Максимов. Николай Иванович был приглашен в товарищество художников.

Что касается живописи, то Николай Иванович очень любил жанр пейзажа, и примером для него был И. Шишкин.

Те картины Ладыгина, которые я видела – «Кладовище» и «Над рекой Цной», а также автопортреты (их Ладыгин тоже сделал немало: около 40, чтобы попытаться заглянуть в себя, без прикрас отразить потаенные стороны своей души), – действительно интригуют. Много у Николая Ивановича миниатюр, сделанных на березовых срезах.

В 1941 году Ладыгину вместе с семьей пришлось покинуть родной город и поселиться в деревне Вельможка наТамбовщине. Во время войны Николай Иванович преподавал в школе рисование и черчение. На фронт его не взяли, т.к. еще задолго до войны Ладыгин попал в аварию и из-за неправильного сращения костей после перелома ноги ходил очень плохо.

В 50-е годы семья Ладыгиных переезжает в Тамбов, Тут Николай Иванович работает художником. Обладавший чудным даром общения и обаяния, Ладыгин быстро находит на Тамбовщине хороших друзей, интересных людей: филолога, поэта Б. Двинянинова, коллекционера Н. Никифорова, поэта С. Милосердова, писателя А. Стрыгина и многих других. Им он посвящает стихи, дарит свои картины и, конечно, читает первые палиндромы.

Поэты Н. Глазков, Л. Щипахина, М. Румянцева, И. Кобзев, художники Е. Рябинский, А. Краснов, скульптор К. Малофеев – всех не смогут перечислить, наверное, даже дети Ладыгина – часто посещали ТДЛ, как его называли (намек на схожесть с ЦДЛ – Центральным домом литераторов в Москве). Здесь-то и бурлило то самое счастье человеческого общения, которое отливалось потом в стихах и поэмах, рассказах, повестях и романах, в открытиях литературоведов, в краеведческих поисках, в свершениях мастеров, работавших в других видах искусства – театре, музыке, кино. И, конечно же, оно, это счастье, отражалось и в творчестве гостеприимного хозяина ТДЛ.

У Николая Глазкова есть стихотворение «ТДЛ»:

Там с картинами и книгами
Проживал хороший друг,
И Тамбовский Дом Ладыгина –
Расшифровка этих букв.
А для дружеской компании
Расшифрованное вновь
Допустимо толкование:
Труд. Доверие. Любовь…

При всем разнообразии творческих устремлений Ладыгина поражает их единство. Ведь все, что он делал в искусстве (пейзажи, портреты, стихи-портреты, палиндромы) – это попытки отразить жизнь, жизнь природы и людей, философски осмыслить все происходящее на земле и в истории.

Друзья одобряли ладыгинские палиндромы. Но встречались и такие люди, которые называли палиндромы вещью ненужной. Время рассудит. Но почему-то в книге «Антология русского палиндрома», вышедшей в Москве в 2000 году, лишь напротив фамилии Н.И. Ладыгина (а поэтов-палиндромистов там около 180) написано: «Классик русского палиндрома».

Если глубоко задуматься, то палиндром – это в общем тоже образ нашей жизни; движение от слабого, неразвитого, молодого к совершенству и от него назад, опять к слабости, Вот и весь цикл.

Палиндромы, по моему наблюдению, вслух воспринимаются лучше и читать их нужно не один раз, чтобы уловить последовательность. А то, что в ладыгинских палиндромах много слов, не употребляющихся в повседневной жизни, только говорит о глубоком знании русской словесности.

Есть у Ладыгина палиндромические портреты поэтов (Маяковского, Есенина, Пушкина), художников (Левитана, Ван Гога, Шишкина), писателей (Льва Толстого, Горького), а также исторические портреты Ивана Грозного, протопопа Аввакума, Петра Первого. И изображение событий – «Восстание Разина», «В 1905-м», «1812 год» и другие.

Но не только палиндромы занимали важное место в творчестве Ладыгина. Вот строфа из его стихотворения «Небо в голубых улыбках»:

Небо в голубых улыбках,
В переливах звуков и тонов.
И поют на синих ветках скрипки
Самых нежных, тонких мастеров…

В этой одной строфе можно уловить весь трепет, который испытывал Ладыгин к природе, ко всему окружающему его миру. В 1975 году Николай Иванович ушел из жизни. Но остались его стихи, картины, которые дети мастера – Борис, Елена, Алексей и Татьяна – не предают забвению. Особенно сыновья, известные в Тамбове фотографы братья Ладыгины.

Думается, любой город мира был бы рад и горд иметь музей с картинами, палиндромами, портретами, пейзажами Ладыгина и документальными пейзажными и портретными фотографиями его сыновей. А в Тамбове почему-то память Н.И. Ладыгина до сих пор не увековечена.

«Уверен, что со временем многие строки Ладыгина превратятся в крылатые слова», – писал искусствовед А. Раскин.

Как жаль, что такие люди, как Н.И. Ладыгин, не живут вечно. И как же это здорово, что в любой момент можно взять в руки книгу со стихами-палиндромами, посмотреть на пейзаж и с гордостью подумать: «Как хорошо, что я живу в Тамбове, в городе, в котором жил и творил такой замечательный человек».

А. СААКЬЯНЦ.

Но сыми зимы сон
И радугу дари,
И кумира дари муки.
О вера мая, о марево.
Н. Ладыгин. Марево.

А лес у села,
Как
Золото лоз…
Н. Ладыгин. Весна.

Еще
Гул. Еще луг
Ревел. Клевер
Косили, сок
Летел…
Н. Ладыгин. Лето.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: