Сергей Лёвин. Генерация телезрителей, или Пара слов о сериалах

Город на Цне. – 2001. – 31 января. – с. 7.

ГЕНЕРАЦИЯ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ, ИЛИ ПАРА СЛОВ О СЕРИАЛАХ

Сериал — явление крайне назойливое, хотя от него не отмахнешься как от мухи, и противоречивое. Даже само слово «сериал» составляют два антонимичных кратких прилагательных «сер» и «ал», соединенные союзом «и», В этом единении — сакральный смысл всех «мыльных опер»: раскрашивать ярким алым цветом бразильско-мексиканско-американских страстей нашу скудную и серую российскую действительность.

Интересно, что во время показа очередного сериала около телевизионного экрана можно встретить не только измученных тоской по безвозвратно утраченной юности бабушек и дедушек, но и людей молодых, интеллигентных и не обделенных умом. Учителя, «новые русские», дети, пролетарии — все смотрят «мыльные оперы», выбирая только между телеканалами и перещелкивая кнопками пульта во время рекламных пауз. Соответственно центральные телекомпании каждый будний вечер стремятся привлечь внимание наибольшего числа зрителей, чтобы запудрить им мозги очередными любовными коллизиями, поисками призрачных истин, которые где-то рядом и парадоксально нигде, спасениями неизлечимо больных и многим-многим другим. Естественно, повышается, рейтинг. Прямо пропорционально тупеют люди, которым ИЛЛЮЗИЯ заменяет РЕАЛЬНОСТЬ, а мир, СКОНСТРУИРОВАННЫЙ и СМОДЕЛИРОВАННЫЙ умелыми специалистами, обладающими к тому же безудержной фантазией (куда там Льву Толстому с его «Войной и миром» — «Санта-Барбара» в десятки раз глобальней!), — мир НАСТОЯЩИЙ, весьма, правда, неприглядный в своем гротескном несовершенстве.

Ухудшающиеся условия жизни большей части россиян образуют в рассудке среднего класса опасную пустоту, которую необходимо чем-нибудь заполнить. Поэтому закупаются сериалы иностранные (порой не самого высокого класса) и снимаются отечественные, которые, кстати, иногда бывают на порядок выше импортных — причина в том, что русские привыкли делать с душой даже чистой воды коммерцию (к качественности также обязывает и великолепная школа советского кинематографа).

Классический день жизни современного россиянина выглядит так: ночью — сон, днем — работа, вечером — сериалы, ночью — сон. Так заполняются очередные сутки. На выходных — обеденный сон, отдых и американский блокбастер ближе к полуночи в качестве колыбельной на сон грядущий. Так пролетают неделя за неделей, не оставляя времени на очень невыгодный и, в общем, излишний для стада, которым нас Гак желают видеть, процесс, как мышление. Отмучившись (а именно так большинство населения характеризует свою работу — нехилый плевок в учение о созидательном труде, которого мы так и не достигли на оборвавшемся пути в коммунизм), люди приходят домой с единственной целью — поесть и расслабиться. Поэтому они включают телевизор, выбирают картинку поярче (вспомним наш пресловутый «алый» цвет) и смотрят сериалы, попутно поглощая еду и зачастую даже не стараясь вникать в происходящее на экране — настолько механистичны все движения. Главное, чтобы ярко, главное, чтобы эффектно. Хочешь — бездарные бразильцы, хочешь — холеные высокобюджетные американцы, хочешь — талантливые, но вечно пьяные русские…

В финале можно привести интересный факт. Удивительно, но американцы с их рафинированными мозгами, вскормленые телевидением вместе с молоком матери, называют телевизор Idiot box (коробка для идиотов). Они очень любят различные интерактивные игры, слащавых ведущих с приторными улыбками, они и жизнь-то воспринимают не иначе как большое ШОУ, но телевизор для них все равно Idiot box. Ну а для нас «ящик» — это и психоаналитик, и друг, и раб, и Бог. Восславим же нового Господа нашего Телевизора с его чудесами — сериалами, которые он не устает являть нам каждый день. Аминь!

Сергей ЛЁВИН

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: