Сергей Бирюков. Sphinx

Бирюков. Sphinx

 

Madrid: Ediciones del Hebreo Errante, 2008. — 72 с.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Может быть стоит сказать несколько слов о том, что автор прошел некий путь формотворчества с заходом во внесловесную территорию поэзии, чтобы потом снова вынырнуть в словесных водах. Или не »чтобы», а просто вынырнуть.
Но вообще-то совсем не просто, а наоборот — сложно, говорит другой голос. Хорошо, допустим…
Вопрос в данном случае в том, как записать эту сложность или простоту… Как найти соответствия?
Эта почти немыслимая задача решается (или не решается)
где-то там, за пределами реальности, в то же время именно в таком случае мы получаем наиболее плотный отпечаток реальности. Это как в фотографии, чем прямее ты держишь объектив к объекту, тем площе и искаженнее выходит кадр.
В поэзии главная сложность видится в том, чтобы словом уловить состояние, предмет итп и чтобы уловить само слово как точный эквивалент состояния, предмета итп.
Поскольку поэт и человек — это не совсем одно и то же, а возможно, очень разные состояния одного и того же (!), то бывает невозможно объяснить одно через другое.
Но внутри самих стихов (стихоз!) и во взаимодействии их внутри книги эти объяснения происходят. Стихи — это такой диффузный материал, радиоактивный в общем-то, проницающий и небезопасный. Может быть, на поэтических книгах стоило бы печатать особые предупреждения.
Впрочем, считайте таковым предупреждением эти строки!
СБ

 

новые сведения
о петрарке и лауре

Лаура пишет письмо Петрарке
шрифтом Times New Roman
в интернет-тетрадке

письмо исчезает

Петрарка пишет сонет Лауре
пальцы бегут по клавиатуре

письмо исчезает

на платье Лауры осыпаются
букв лепестки

в этот миг
они так близки
что руку вот протяни
коснешься мизинца
левой руки

 

на Джона Кейджа
я смотрел
он старый был
с двенадцатого года
(тыща девятьсот)
и смеялся
беззвучно
как птеродактиль
он говорил что-то
но не так гладко
цепь случайностей
постоянна
анархия мать порядка

 

сфинкс

молчаливый сфинкс
у морских ворот
Санкт-Петербурга
ты встречаешь моряков
молчанием

ты внимательно слушаешь
их разговоры
о дальних странах
ты запоминаешь
словно компьютер
а после перескажешь
потомкам
также молчаливо

тебя тишина не пугает
и прилив волн
и таинственный
трепет шелковой ткани
на бедрах девушки
вышедшей навстречу
вернувшемуся из плавания

он скажет тебе
— здравствуй сфинкс —
и ты также молча
ответишь ему приветом
и тогда он поймет
что вернулся домой

 

наиболее краткое определение философа

Философ — это человек, который не боится быть философом.
Философ – это человек, который не боится быть человеком.
Философ – это человек, который не боится быть.
Философ – это человек, который не боится.
Философ – это человек, который не.
Философ – это человек, который.
Философ – это человек.
Философ это!
Философ!

( читать внятно, постепенно усиливая голос. Повторить все в обратной последовательности).

Философ!
Философ это!
Философ – это человек.
Философ – это человек, который.
Философ – это человек, который не.
Философ – это человек, который не боится.
Философ – это человек, который не боится быть.
Философ – это человек, который не боится быть человеком.
Философ — это человек, который не боится быть философом

 

вот и еще

вот и еще одно лето
отлетело птицей
след – это пара рубцов
на сердце
перекрестье похожее
на прицел оптической винтовки
все-таки есть точные стр

 

прикуривая одну сигарету
от другой
затягиваясь
наблюдая как вспыхивает в темноте
огненно-красный огонек
перетирая камешки
вчерашнего дня
как мгновенно-мгн
вспышкой магния
латинской поговоркой

 

как будто решено
уравнение солнца

зачем еще ветер
и дождь со снегом

и мороз пустынный

и облачко пара

остальное неведомо

 

убегающий ветер утра
удивленно проснуться

здесь темнота

зеленых мельниц перекрестье
туман околиц

слышно
хруст яблока

возвращение

возможно

 

конец августа

в последние дни августа
накануне школы
вспоминаешь
белую рубашку
красный галстук
подаренный братом
запах яблок в портфеле
белизну тетрадного листа
клеточки для цифр
линейки для букв
прочитанные летом учебники
путешествия в дальние страны
по географическому атласу
постижение законов физики
в холодной реке
запах печеной картошки
дым костра
московскую девочку
приехавшую на каникулы
сказавшую что анатомию
изучают в 10м классе
ах вот как!
конец августа
песня «скоро осень
за окнами август»
как там дальше
в этой невероятной пьесе…

 

ПОДВОДНЫЕ СТИХИ
***
плыть под водой
касаться плавников
плывучих рыб
и слушать
немую речь
видеть
шевеление губ
почему
печаль

***
подводный камень
камень вод
ты здесь
ты вот
скольз тенью
всего лишь
тенью
тенью
нью

***
под водой
не скажешь
А
затечет вода
в рот
и перевернет
тебя
наоборот
ты не знаешь
что лучше
быть там
или тут
ты туп
ты глуп
тут
а там?
А?

***
попробуй бежать
по острым камушкам
анапского пляжа
где где
эта пряжа
которую парки плетут
в чем суть
вол-ны
вольны
мы признать
мать мать
миф
об
бо
ль

***
соль так соль
мотив
и трепет
трав
будь тверд
будь прав
о что там
еще
что там
еще
на горизонте
дня
солнца лучи
выходящие
выходящие
из моря

***
нет никаких примет
того
что ты
еще можешь жить
ты дважды тонул
но тебя спасли
спасибо
зачем
прости

***
одиночество
лелеять
уходить прочь
когда
все правы
а ты лев
т.е. не
прав
и смех
вен

***
оказывается трудно
стихи записать
под водой
даже на песке
они смываются
не остается
ни одной строки
подумай ни одной
под водой
если можешь
запой
завой

 

НОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В N ПРОСТРАНСТВЕ

***
испуганно лепечут губы
притронься
на губах испуг
и тонкий абрис
полукруг
овал
нет элипс
как геометр бы не
соврал
а приложив уста к бумаге
И или Е
нарисовал

***
выжженое сердце
(это метафора!)
оттирается кирпичем
вы думаете –
все нипочем
в самом деле тому
кто предпочел
улицу-дорогу-вокзал
и что он этим сказал?
что?!

***
(первой строчки нет)
но это ерунда
тем более что слюда
так прозрачна
что кажется да
а на самом деле
нет
но и это не ответ
на простой вопрос
который совсем
не прост
откуда движется небо
и земля – куда
тень материк слюда

 

КИНОЭТЮД

как мотают назад кассету –
отступает Дом Бенуа
и зима отлетает к лету
и ау перейдет в уа

если руку опустишь в реку
у истока, то в дельте ея
точно вскинется встречно веку
ликом утреннего бытия…

 

***

проза – чистая ложь
правда – не имеет слов
начни пожалуйста (с) основ
вынь да положь
дух избегает прямых пустот
сон вылетает из рукава
ты знаешь ли точно кто это тот
кто вылепил губы вложил слова
тогда остается на берегу
беречь остатки фонем
или вычерчивать на снегу
имя с которым нем

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЛЬМА

экспозиция

женщина в легком платье
почти прозрачном
шуршание планет
вращение механизмов
стихотворения
буквальный перевод

часть 1

огненный шар мицубиси
на МКАД
в три часа ночи
обнаженный дихтер
на заднем сиденье
n-тысячесвечевая лампа
от ветрового стекла
звучание голоса
камера
мотор
сияние лучи всплески
прерывы

часть 2

меня разрезали
из меня достали сердце
оно было временно остановлено
как будто будильник
с механическим заводом
бу-бу
потом я еще увижу
тело свое лежащее
на доске
и слева расплывается
красное пятно
и меня окликает
женский голос

часть 3

мое тело врезалось отпечатком
на ткани
движением по барабанам
механизма
well
каким-то образом
голос тоже прокручивается
вместе с тканью
и отпечатком голоса
звучит отпечатком тела
тенью меня
складывающего слова
складывающего слова
ткань
механизм
речь
производное

примечание:МКАД – Московская кольцевая автодорога

 

О луны

еще сОвсем
не вычерченО
О
луны
на берегу весны
и на Опушке
лета
ОкОлицей зимы
трОпа луны
Открыта
и перемен
не видим мы
Отнюдь
пОд тОй лунОй
где нОвое не нОвО
нО Освещен лунОй
сребристый путь
О накОнец-тО
вОт и О гОтОвО!

 

За чтением »Ширим билти-эфшариим» Давида Авидана
в переводе Савелия Гринберга и вспоминая прогулки по Тель-Авиву
и окрестностям

если вдуматься как следует
стихи действительно невозможное занятие
и если еще раз вдуматься напоследок еще и еще раз ну самый последний возможно что именно оооооо самый
то вдруг осенит что сихи невозможны уже в самом деле как следует думать и знать о стихах невозможны они
потому и возможно собственно будто пески и бредущие в них человеки
которым подобрана рифма навеки
вот ха-ха
вот ах-ах
это будто волна и волна
если только вольна
именно вот оно
вотоновотоно
вытоновытоно

садостишие

сладостишие

или

полный концепц

невозможность
невовозможность стихов
как невовозможность
вот этой библейской девушки
на улице дизенгоф
в прозрачной униформе

хоп !
и уже другой кадр

хлопушка захлопнулась
захлопопотала

»что такое стихи если не лозунг»
прямая цитата сбивает немного но все-таки нет
невозможно и это уже невонево
но мож
ты домысливал что происходит на улице пыльной за окнами икнами трисами
под мазганами дуюньем диеньем дееньем день
и в кафе где дымок сигаретный мешается с атомом кофе
где хотя бы на время ты адонай осознаешь возможность стихов невозможных и превозможность возможности не
их миражность и глюциногенность лсдетность и экстезитенность экзистентность короче и пенность и случайность нарочность и точность и прочность-порочность
сотворяющих тут же язык языка то есть в кубе язык надязык и язык и язык и ядык и ямык и янык и ябык и якык и ярык и ясык и яжык и еще пятитысячеслишним слоев поверх языка

 

***
насколько осколки
тебя тревожат
и тишина
увлекающая
ув-лекающая
в глубину
м-ра

 

***
маслянистый зрачок
и точка кипения
наблюдений крошки
в стволах дерев
нет почти никакого сомнения
что это взгляд
обнаженных дев
что именно он
проводит мысленно
перпендикуляр
и немую параллель
где внутри в природе
вызревает медленно
зверь

 

***
безусловно лето
приходит вовремя
как впрочем осень
зима и весна
и снова птица
кормится зернами
и снова лепечет
свистит она
кто это кто на самом деле
в этой точке
растущей в круг
как будто душа
обновляется в теле
не так не сразу
а тотчас
и вдруг

 

СПб

Петербург притягивает
вдруг
он возникает
как будто из ничего
из него
уже не уйдешь
он ёж
он колюч
он ключ

 

***

полцарства отдают
и метят лепетом
сплетают голени
над речкой
вот ведь что
жизнь
не начнется заново
поэтому
остановись мгновение
постой

прохожий молвит
битте где дорога к фаусту
ви ланге дауерт
вся эта кутерьма

я проходил когда-то
ну так запросто
и не смотрел
на стертые дома

но дальше что
но дальше что
но дальше

 

SIC TRANSIT

деревянные строения
бревенчатость
вот угол дома
вот смородины куст

ты знаешь как плачут
улитки лягушки
рыбки

может быть у них есть
чувство страха-боли-лю
бви ты хочешь сказать

сосредоточься
вечерний поезд
утренняя электричка
попробуй точно
следовать совету
внутреннего

в поезде попробуй читать
латинские тексты
или греческие

за тобой следуют
те кому следует
не больше
но и не меньше
чем
чем

2
продираясь сквозь чащу домов
задевая одеждой
бетонные лепестки
хрупкую арматуру
кристаллы окон
хрысь-хрысь
а
вот ты где
искомое
невероятное
число
чи

3
в дальнейшем будем именовать
треугольным значением
квадратной окружности
ОК?
не все так просто
как может быть казалось вначале
когда было слово
а потом оно испарилось
т.е. буквально стало паром
как будто и не было
не случайно древние полагали
что душа это пар
(обращаясь к соседке по купе)
-вы читали об этом?
-не знаю точно впрочем да
читала я тогда
когда была не так молода

кокетство моментально
увенчивается рифмой
(замечает сосед с верхней полки)
думаю что это сон все-таки
что-то не вполне реальное
хотя и
но

4
подите прочь какое дело

 

ПО МОТИВАМ

румынка
с дерев собирает сладость
пьет молоко суровых коз
только кажется есть старость
жизнь состоит из угроз и роз
румынка
раз-рывает розовые лепестки
толчет их в ступке
со слезами и свежей спермой
и влажных волос ее завитки
и вечер гаснущий в дымке серной

 

НЕЛИНЕЙНОСТЬ

пустынная площадь давит
пустотой пустотой пустотой
от слова халва
становится слаще во рту

это пожалуй странно
я не ожидал
что пустота столь велика
что начала нет
и нет финала

это свински странно
так не было уговору

но вот мы бросим взгляд
туда
нам скажут что
вообще лабуда
вот это да
или в ответ
можно сказать
вот это нет

 

В ДОЖДЕ

растенья мокнут
и растянуто
все небо
вдольно-поперечно
вот что прозрачно
что расколото
что вечно

изнанкой вывернут
боярышник
лохматые его листы
там вдалеке
все боле ранешний
ты

невероятно вероятное
в дожде дождись
и полуслово
полувнятное
услышь

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СНА

невозможно запомнить но все-таки
хотя бы в обрывках
запоминается продолжение
сна
почему-то неизвестное место
что-то вроде классной комнаты
где рюкзаки и сумки свалены
брошены кое-как
несколько знакомых лиц
но неточно определяемых
то ли он то ли похожий на
она или похожая на нее
словно ты приехал низвестно
откуда приехала она неизвестно
полный неясностей и недомолвок
разговор
огоньки сигарет щелканье зажигалок
обратная последовательность действий
ты отвечаешь предвидя вопрос
почесываешь переносицу
после получения известий
собственно нет даже слов
ну так полусловья
фрагменты речи
опустошение
продолжение сна
видимость бесконеч

 

***
Ты – Некто – состоящий из любви слов
Ты – уловитель-ловитель-воитель снов
Ты – Некто – из ферментов любви
Ты – состоящий настоящий – ты
Любовного сна
Находишься ли ты в промежутке
Необы-чайной
Страны ЛЮ
ОБВИтыЙ
Тайного света ниоткуда
Из высоты
Как система доказательств
О растворении химических веществ
О гляди и гряди и входи
В эту узкую дверь зачатия
В этот час и час и о-твори

 

***
ты возводишь речь в степень
parole уравниваешь с langua
и тут же обнаруживаешь
жабры бытия раскрытые
для поглощения пузырьков
для произнесения ночных песен
там на глубине
прозрачными глазами
ты видишь прозрачность
и слегка задеваешь плавником
малейшее движение
смену тональности
при переходе

 

ОСНОВЫ ФОНОЛОГИИ

эта листва просит настоящего
подумать так неизбежно
теловходитвтело
отверстияокруглостимягкоститвердости
зияниязаднийпереднийподъем
фонетика
фонология – иное
выбор между архифонемой и
ее коррелятом
боже это не релевантно!
так просит листва настоящего
пафоса страсти апофеоза
мысли-спермы

 

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ
ОБ ОСНО(ВАХ) (ФИ)(ЛО)(СОФИИ)

кранты как говорил сартр
филозофии суперстар
кофием запивая амфетамин
стряхивая пепел в
мифологический камин
напротив сидел пол пот
под портретом мао
кранты это еще мало
сказал пол вытирая пот
весь мир так сказать
не тот
хайдеггер услыхав
смекнул
не тод (нох, хенде хох)
что на самом деле
происходит
кто победит
буш
или кон-бендит
деррида умер
на нем был красивый симулякр
выделите эту строчку курсивом
и только строгий хабермас
с нас не спускает глаз
франкфуртская школа
нас бережет
там вдалеке где-то
ницше ржет

 

***
Вот кто ты шедший прибитый ветром
Днем колючим невероверо
Вот кто ты кто ты
Порывающий со стихами
Умножающий километры
Вот кто ты кто ты
Поэто руссо
Отмеченный пылью чернозема
ПыЫлью
Столь нелюбезной когда-то
Там-то в самом твоем сердце
Пылью пылью
Где вода льется так мягко так
Жестко так
Где твои местоимения все твои
Значат
Ты говоришь не иначе
Ты это ты

 

ЛЕГКИМ ШТРИХОМ

двое в поезде
напротив меня
говорят по-французски
ее лицо
пораженное красотой
говорят о том
едва различимо:
-бегство
-ночь
-утешение
-значение воды
-легкость огня
-амбиентность
-поступок речи
-невозможность
-легкость
-абсолютное
что за формула Декарта
(посм. в философск. энц.)
-полет
-вращение
потом она засыпает
почти
на его плече
чей портрет (его)
кажется лишенным
привлекательности

легким штрихом (Поезд Berlin-Halle, 4 авг.07)

 

ИЗ СЕРИИ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИХ ОПЫТОВ

1
как ни гляну
всё 11 часов
это утро или вечер
или что?

или что
в ответ мне говорят
часы
не часы мы в самом деле
а весы

и совсем тут не 11 часов
а пожалуй что
11 весов

это сказка или басня
или что?
отвечайте отвечайте
а не то!

2
за проживание на этом свете
полагается жизнь в залог
вот вам пока кредит
завтра отдадите зуб
потом два
потом три
или челюсть уж сразу
мы вам пропишем
еще заразу
м.б. пока грипп
недели на две
вас устраивает наша система?
ах нет ?!
вот вам билет
и привет!
остановка известна

3
вы думаете так уж много
пиитов-поэтов-пыэтов
а их ведь совсем не очень
а их ведь не о
их вправду
почти что и нету

 

ГИЙОМ АПОЛЛИНЕР

умирающий Гийом
/умирает/
Маринетти! вспомните
как будет по-итальянски
смерть
»война – ги/гиена мира»
война мира
смерть Аполлинера

черепное ранение
роза кровавая
на грязно-белой тряпке

Гийом Гийом Гийом
звенят колокольчики
д о ж д я

P.S. »22 марта 1916.
Меня ранило точно чуть выше правого виска.
Я уцелел просто чудом…
Обнимаю тебя, любимая, и
целую твои губки. Ги»

 

***
что Хлебников птицей нахохлился
что Хлебников шелестящим орешником
что бобэоби
что малыш Хлебников
что Хлебников в солдатской фуражке
что Велимир в мордовской шапке
что Зангези
что шелест и шепот
что речь речи речики речики
что зинзивер
зиив чуив челять чул
чу-у-у-у

(последние звуки произносятся с медлен-
мым затиханием)

 

ПЕТЕРБУРГ

Дух Петербурга не остужен
Движение витых оград
Дверей вечерний скрип недужен
И Неточка и Летний Сад

Вдали где Церковь на Крови
Встает из недр огонь заката
Вблизи — рождение любви
Возможно рифма виновата

Но нет линейного пути
На точных черточках проспекта
Не так ни там не перейти
Ночь улицу фонарь аптеку

Вглядись в пустую темноту
Застыло время беглым гласом
Но хоть на миг увидишь ту
На стрелке под небесным часом

 

***
Альфой начав, омегой немею.
Г.Р.Державин
Все-таки бывает улыбка
Альфа
Но так зыбко-зыбко
Бета
Что другими совсем письменами
Пропиталась бумага
И нет ответа
Ни криво ни прямо
Гамма
Твой треугольник волнист
Дельта
Приблизительно лета лист
Эпсилон, дзета
И дрожаньем напомнит листву
Эта
Как зовунью в ночи назову
Тхета
И ступени парят в тишине
Йота
И крестом умирает в огне
Каппа
Лишь луна
Как настольная лампа
В эту ночь остается со мной
Лямбда
Но другую совсем песнь
Затянуть надо

 

Все-таки улыбка бывает
Мю!
Когда взгляд тебя задевает
Ню
Когда выйдет из-под контроля
Кси
Омикрон твоего поля
Пи
Эта линия номер 15
Ро
Сигма тянется в n-пространство
Тау, ипсилон
Улетаю

Наступает окончание алфавита
Фи
Кажется что ваза разбита
Хи
Но на самом деле лепет и нега
Где минуя пси
Возлежит омега

 

В N ПРОСТРАНСТВЕ
(динамический процесс в семи частях)

1.
Охватить пространство одной рукой,
понять, что происходит с тобой,
то есть со мной,
выйти из города напрямик,
осознать предел, т.е тупик,
внезапно стенку рукой разъять,
увидеть букву древнюю ЯТЬ,
предшествие — ЕРЬ, ЕРЫ, ЕР,
понять значение буквы ХЕР,
там будет плотность, как пустота,
ноль с пресечением, или ФИТА,
войти в пространство и время АЗ
на расстояньи движенья глаз

2.
я освоил походку тигра

я выстроил дом
из осколков неба

я вывел формулу любви
из одного касания

я вы
думал
небесное созданье

пожалуй это все
что мне удалось сделать

3.
осколки мира
собрать
пере-тереть
порезать пальцы
пере-тер-петь

4.
на родине моей сирень
кусты шиповника
так дики
что вырвать взгляд оттуда лень
сквозь вязь сплошную повелики

я мысленно смотрю туда
где высится ветла в овраге
где лопухи и лебеда
где тонет взор в небесной влаге

5.
день падает в обрыв письма
где кажется цвела возможность
где легкость ткани знак тесьма
где подлинность входила в сложность

и примиренье со стихом
и резкий сбой почтовых птичек
все это вызрело в одном
письме весны и перекличек

6.
не помешает
немного вина и вины
и на и ны

7.
филологическая соль
выпаривание слов из влаги
где результатом выйдет боль
взрывающая лист бумаги

эстетика всегда слепа
где бродит двойственность понятий
и рвется за стопой стопа
соединений и разъятий

 

Поэт и Сфинкс

Можно спросить: что общего между Лаурой и Сфинксом? между легкостью и тяжестью? между эфемерностью и вечностью? И всë же какая-то таинственная связь сущеcтвует. Для поэта, разумеется. Только поэт в состоянии ее уловить. Сфинкс и Лаура. Сфинкс, который слушает, запоминает слова, отстраненно и сочувственно наблюдает за эфемерностью, символ которой – трепет шелковой ткани на бедрах девушки. Это та же самая Лаура, на платье которой осыпаются слова-лепестки, лепестки бытия…
Сквозь эфемерность вдруг проглядывает вечность. Сквозь вечность – эфемерность. Лаура и Сфинкс. Память веков, которую несет в себе Сфинкс, становится интернетовской памятью. Текст начинает расти до вечности. И читатель, до которого таинственными путями дошли эти строчки, в молчании останавливается перед загадкой тяжести и легкости, перед молчанием Сфинкса-вечности.
Поэт как Одиссей, который вечно возвращается. Это не значит, что он куда-то уплывает – в Трою, например, или какую другую землю, а потом возвращается на свою родную Итаку. Он никуда не возвращается. Его возвращение всегда оказывается иллюзорным, как покрывало Пенелопы, которое она распускает, чтобы начать всë сначала.
Покрывало Пенелопы – образ поэзии. Как на шелковое платье Лауры (шелк, паутина, образ эфемерности), падают на ее невесомую ткань-паутину исчезающие лепестки слов, которые сохраняются только в молчании Сфинкса.

МЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ
предупреждение
новые сведения о Петрарке и Лауре
»на Джона Кейджа…»
сфинкс
наиболее краткое определение философа
вот и еще
»прикуривая одну сигарету…»
»как будто решено…»
»убегающий ветер утра…»
конец августа
подводные стихи
ночное путешествие в n пространстве
киноэтюд
»проза – чистая ложь…»
краткое содержание фильма
О луны
за чтением
»насколько осколки…»
»маслянистый зрачок…»
»безусловно лето…»
СПб
»полцарства отдают…»
sic transit
по мотивам
нелинейность
в дожде
продолжение сна
»ты — некто…»
»ты возводишь речь…»
основы фонологии
еще несколько слов
»кто ты шедший…»
легким штрихом
из серии эсхатологических опытов
Гийом Аполлинер
»что Хлебников…»
петербург
»все-таки бывает улыбка…»
в n пространстве

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: