Н. Ветлугин. Поэзии резкий след

Тамбовская правда. – 1989. – 15 ноября. – с. 3.

ПОЭЗИИ РЕЗКИЙ СЛЕД

Стихи Сергея Бирюкова уже в самом начале его творческого пути отличались своеобразием, его голос выделялся из довольно однообразного хора молодых поэтов, пробующих себя в литературе. К поэзии он относился как к серьезному занятию, связанному с постоянной работой ума и души. С. Бирюков изучал поэзию у истоков, искал глубинные связи литературы минувшей и нынешней. Результатом этих размышлений стали статьи, публиковавшиеся в журналах «Вопросы литературы», «Литературная учеба», «Урал», «Литературное обозрение», «В мире книг», «Детская литература». А в этом году в издательстве «Советская Россия» вышла книга стихов Алексея Жемчужникова, подготовленная к печати С. Бирюковым.

Человеку неискушенному может показаться, что перед составителем, автором вступительной статьи и примечаний стояла несложная задача. Но С. Бирюков потратил на эту работу два года.

Книга вышла, стала фактом литературы, а вот дом в Тамбове, где жил А. Жемчужников, недавно был стерт с лица земли. Не временем, а по указанию прямых наследников Козьмы Пруткова, одним из «родителей» которого был А. Жемчужников. Вот уж воинству «бывает, что усердие превозмогает рассудок». Может быть, подвижничество С. Бирюкова хоть как-то искупит этот грех. Разрушители уходят, а поэты остаются налаживать связь с миром. И эту нехитрую истину подтверждает новая книжка стихов С. Бирюкова «Пишу с натуры», вышедшая в этом году в издательстве «Молодая гвардия». Подтверждает и убеждает: поэты еще, слава богу, родятся на земле. Как, впрочем, и кузнецы:

Будто он лишь затем и родился
и за то лишь болел и страдал;
видел все, ничему не дивился…
Гнул подковы и лошадь ковал.

Поэтический мир С. Бирюкова порой приземлен до предела, до уровня прозы — он действительно «пишет с натуры». Но это не плоскостные картины, они пронизаны поэтической перспективой:

И проступает
то, что не прилипает:
тень летящей птицы,
осени краткий свет,
воздуха частицы,
трактора резкий след.

Это последние строки из стихотворения «С натуры». По сути, это живописное полотно, прокомментированное поэтом. Художник и поэт пользуются разными изобразительными средствами. Но есть пограничная область, когда словесная ткань вторгается в чужие пределы, в царство цвета и света, накатывается, как волка на берег. Происходит не столкновение, а взаимопроникновение, слияние двух стихий. Говоря высокопарно, музу С. Бирюкова чаще всего можно встретить в этих пределах: неброскую, ненавязчивую, гуляющую по берегу моря. Свободную, но не бездумную.

Поэзия это не только воспевание красот мира, но и инструмент его познания. Поэт, оставаясь на земле, физически ощущая «трактора резкий след», пытается наладить связь с космосом, справедливо полагая, что связующим звеном может быть только человек:

Так
Лейбница читает ночь,
чтоб Солнцу трудному
помочь
перевернуться с боку
на бок,
впрок
приобретая навык.

Стихи С. Бирюкова с первого раза не всегда укладываются в наше обыденное сознание, читателю необходимо настроиться на открытие. И самым надежным спутником здесь могут стать фольклорные мотивы, звучащие почти в каждом стихотворении поэта. Автора мало интересует горизонтальный срез народного творчества, он идет по вертикали, стремится подключиться к глубинным корням народной поэзии. И поэтому в его творчестве органично сочетаются «страшные сказки» («Ой, полая вода!»), народные песенные образы с их своеобразным синтаксисом («По ягоды», «Плывут три рыбы»), эпическое начало («Вновь сближены до боли времена…»). В этом слиянии современности и фольклора и рождается поэтический мир С. Бирюкова – мир, «где знают: E = mc2, но про волшебный камень говорят».

Предыдущий сборник стихов С. Бирюкова «Долгий переход» заканчивался такими строчками:

Но вдруг из хора кто-нибудь выходит
и убегает петь, не зная нот…

С. Бирюков из хора ушел. Но ушел, уже владея нотами.

Н. ВЕТЛУГИН.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: