С. Бирюков. Своя линия

Комсомольское знамя. – 1988. – 28 сентября.

СВОЯ ЛИНИЯ

Мне можно доверять секреты. Я их не запоминаю и не умею ими пользоваться, Виктор Остриков этого не знает, поэтому делится со мной своими творческими секретами. Может быть, один, из главных, что сидит он только когда пьет чай. А так – весь день на ногах. Виктор – скульптор. Из тех самых «молодых», которым вод сорок. То есть позади уже большой отрезок жизни, которая проходила в творческом смысле как бы в зале ожидания. Тут, применительно к художнику, надо различать обыденную жизнь со своими радостями а тревогами и ту жизнь, которая предназначена для творчества. Никто этого не различал, когда мы родились, росли и пытались творить. Это сейчас фонд культуры учреждает стипендии для одаренных. А когда Виктор начинал рисовать и лепить в родном Уральске в Казахстане и даже немного занимался в Доме пионеров, тогда его никто не увидел.

Отец-фронтовик скончался, когда Виктору было всего четыре года, а мать, тянувшая изо всех сил троих детей, умерла, когда он собирался в восьмой класс. Ему пришлось пойти в прачки и в вечернюю школу. К рисованию и лепке он смог вернуться только во время службы на Северном флоте, где стал и в выставках участвовать, и сумел закончить среднюю школу. Его способности впервые были поощрены. В отпуск он поехал в Ленинград. Позже ему предложили в части направление на учебу в Москву, но он сказал: «В Ленинграде и стены учат». И стал студентом училища имени Серова. Попал в руки ученика выдающегося скульптора Матвеева – Льва Константиновича Вальца. Это была суровая классическая школа, которую Виктор вспоминает с восхищением. Но оставалась и суровая проза жизни, когда надо выло подрабатывать к 30-рублевой стипендии, чтобы просто прокормиться. Надо было совместить: выполнение и перевыполнение учебного плана, походы в оперу и на концерты классической музыки, на выставки с далеким от идиллии бытом. Морской закалки и молодой жадности к искусству хватало на все.

– С ужасом думаю, – говорит сейчас Виктор, – что если бы педагоги не были столь требовательными, сколько бы всего не попало в поле зрения, насколько мир для меня был бы беднее.

Выпускник училища имени Серова возвращается в Уральск, рьяно принимается за дело в художественных мастерских, которыми ведает управление культуры, но мастерства там особого не требовалось. То, что художник участвует в выставках – никого особенно не волнует. Но Виктор и здесь находит выход, осваивает новые материалы, с которыми раньше не работал, разные виды декоративного оформления. В Тамбов он приехал восемь лет назад уже профессионалом.

Заядлый охотник и садовод. Виктор влюбится в тамбовскую природу. Без общения с природой, с землей он не мыслит жизни. Его композиции тамбовского периода в. большинстве своем можно объединить темой «Природа и человек». Волосы на женской голове переплетаются с колосьями, вьются ветвями плодовых деревьев. Плодородие земли связано с женским животворящим началом. Это приятие мира в его лучших проявлениях, Виктор соглашается с тем, что иногда у него получается чересчур красиво. Но что поделать, если ми природы (пока еще нетронутой) в самом деле красив.

Так получилось, что я видел скульптора в самой черновой работе. Рутинный процесс перевода скульптуры в материал Виктор, умеет превратить в творческий. Как живописец смешивает краски, так он ищет все новые и новые варианты соединения различных материалов с эпоксидной смолой. Прячем настолько заражает своей увлеченностью, что быть сторонним наблюдателем никак не удается. За то время, пока я был у него в «подмастерьях», мы о многом переговорили. В том числе говорили о том, что художник, чтобы остаться самим собой, должен постоянно меняться, и о том, что «недостает эгоизма», чтобы полностью посвятить себя искусству, о том, что творческая среда должна быть насыщенной, именно в такой среде появляются таланты и, может быть, даже гении.

Ситуация же складывается такая, что для творческой работы почти не остается времени. Если поэт еще может писать, так сказать, в стол, то художнику зритель необходим постоянно. Виктор говорит:

– Сейчас такое время, что искусство должно выйти к людям. Искусство обязано окружать людей, как и природа.

Он не оставляет мысли о «скульптурной аллеек на Набережной. Работа по оформлению библиотеки имени Крупской дала ему возможность проверить свои силы в умении развернуть единое композиционное решение. Скульптор задумал несколько серий скульптурных композиций. Для этого надо найти возможность переключения, отойти чуть в сторону от суеты.

В самом начале нашего знакомства, наблюдая за движениями скульптора, я удивлялся, мне казалось – он не устает. На самом деле устает, конечно. Только за миг до наступления усталости он переключается на что-то совсем иное, например, на уточнение карты Скифии, которую сам вырисовывал, или обращается к карте звездного неба, которая висит у него в мастерской. А недели за две до открытия охотничьего сезона он все чаще возвращается к «охотничьим рассказам», по которым я заподозрил в нем человека пишущего. И оказался прав: однажды он показал мне прозу – результат его путешествий по Уралу.

Не хочу суммировать впечатления, подводить какие-то итоги. Виктор Остриков работает, хочется верить, что мы увидим плоды его труда. Ему есть что сказать языком пластики.

С. БИРЮКОВ,
Тамбов.
Фото Ю. СЫЧЕВА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: