С. Бирюков. Езда в незнаемое

Комсомольское знамя. – 1977. – 30 декабря (№ 156). – с. 3.

ЕЗДА В НЕЗНАЕМОЕ

Биография десятой музы

Имя С.М. Эйзенштейна мы произносим, когда говорим о героическом и патетическом искусстве.

Вышедший недавно десятый выпуск сборника «Из истории кино» открывает нам создателя «Броненосца «Потемкина» с неожиданной стороны. В сборнике впервые публикуется «Трилогия из трех двухчастных комических с прологом. Небылица в лицах нескладными стихами С.М. Эйзенштейна «МММ». А проще говоря комический сценарий, названный по имени главного героя – Максим Максимович Максим, то есть МММ…

В современном советском кинематографе работает немало интереснейших режиссеров-комедиографов. Но у современного комического фильма было начало. И оно было положено практикой и теорией Маяковского и Эйзенштейна. А эти высокие художники понимали смех не как «смех пустой забавы и веселого времяпрепровождения на полный желудок», не как средство, чтобы «забыться от житейских невзгод».

Не забыться, а окунуться в действительность требует Эйзенштейн. Он беспощадно и страстно обнажает «свеженазначенного зав. конторой «Интурист» и его окружение. И эта страсть выдает патетического художника Эйзенштейна. Здесь тоже пафос, но пафос обличения.

В сценарии «МММ» много смешных мест. Но его сила не в отдельных комических поворотах, а в том, что до конца смешны герои и обстановка, в которой они действуют. Причем смешны эти люди потому, что они беспредельно серьезны в своем карьеризме и административном раже. Стрела смеха должна была пронизать фильм подобно тому, как она пронизывает клоунское «антре». И нам остается только сожалеть, что замысел не был осуществлен.

Однако публикация сделала свое дело – она открыла нам комический дар великого кинорежиссера, возвратила нас к интенсивному периоду поиска, который до сих пор ведет С. Юткевич. Достаточно вспомнить его недавнюю ленту «Маяковский смеется», для которой в немалой степени характерно определение комического фильма, «где вместо характеров действуют «маски», а положения заменяются «трюками». Я не случайно вспомнил Сергея Иосифовича Юткевича. Последние слова взяты из его статьи «В лаборатории смешного», которой он предваряет на страницах сборника публикацию своего товарища.

С. БИРЮКОВ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: