Сергей Левин. Проблема национальной идентичности: поиски решения

Город на Цне. – 2000. – 15 марта.

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ПОИСКИ РЕШЕНИЯ

Объяснять то прискорбное обстоятельство, что наша страна сейчас живет в смутное и страшное время, нужды, наверное, нет. Втянутая в цепь демографических, экономических, геополитических, нравственных и прочих кризисов, Россия сегодня из сверхдержавы превратилась едва ли не в страну третьего мира. Уровень жизни населения падает с каждым годом, смертность превышает рождаемость, по уровню преступности мы занимаем первое место в мире – и это далеко не все негативные явления.

Может, поэтому такой актуальной и важной оказалась тема «Проблема национальной идентичности в литературе и гуманитарных науках XX века», предложенная для исследования участникам Зимней школы, которая была организована Воронежским государственным университетом при финансовой поддержке института «Открытое Общество». Конечно, весьма парадоксально, что американцы спонсируют поиски русскими своей идентичности, но, с другой стороны, от нашего правительства, выделяющего на развитие науки жалкие крохи, помощи все равно можно не ждать.

«Проблема национальной идентичности выходит на передний план как в гуманитарных науках, так и в словесно-художественном творчестве, что объясняется общественно-политической ситуацией в мире, сложившейся к концу XX века. Необходимость осмысления сущности национального чувства и роли проблемы национальной идентичности все более остро ощущается как политиками, так и представителями всех гуманитарных наук», – так начиналось информационное письмо, которое получил каждый из предполагаемых участников Зимней школы, и уже вскоре в Воронеж начали приезжать преподаватели, аспиранты и учителя из Орла, Тамбова, Москвы, Ельца, Борисоглебска и других городов России. В течение двух недель – с 24 января по 5 февраля – продолжалась напряженная деятельность, проводились лекции, семинары, «круглые столы» и индивидуальные консультации у специалистов различных профилей.

Интересно, что участниками Зимней школы стали представители самых разных гуманитарных наук: исследователи русской и зарубежной литературы, политологи, психологи и историки. Это позволило взглянуть на проблему сразу в нескольких ракурсах. Слушатели получили возможность узнать о поисках национальной идентичности в Ирландии, Англии и Шотландии, о сложности геополитической ситуации в России и о причинах усугубляющегося кризиса, о современных исследовательских технологиях в методике преподавания, о трудностях перевода литературных произведений в связи с учетом менталитета и о многом другом. Кроме того, в распоряжение слушателей были предоставлены интернет-центр и зональная научная библиотека ВГУ, где можно было найти материалы для индивидуальных проектов, которые будут опубликованы в итоговом сборнике, планирующемся к выходу в мае.

Поразителен и тревожен тог факт, что проблема русской идентичности сейчас изучается на Западе основательнее, чем у нас. Возможно, это обусловлено внешнеполитической
стратегией США и других стран, которым невыгодно восстановление России из кризиса, ведь идентичность – это единство убеждений, определяющих мировоззрение социума, а значит, и творящее объективную реальность. Объединенная общей идеей нация может преодолеть любые тяготы и выйти из самого трудного положения.

За заботами о хлебе насущном во имя дня завтрашнего мы в большинстве своем забыли о том, что мы – великая нация, что мы – русские и должны этой русскостью гордиться, как гордятся своей национальной принадлежностью другие народы. И пусть Зимняя школа не решила проблемы, а только наметила пути, по которым должно пойти исследование, важен сам прецедент. Значит – взволновались, значит – задумались, значит – будем искать и бороться, будем жить, не поддаваясь унынию.

Предполагается, что Зимняя школа станет традиционной, и потому хочется надеяться на то, что в следующий раз участие в проекте примут не только представители Центрально-Черноземного района России, но и делегаты со всех сторон необъятной нашей Родины, а проблема национальной идентичности станет объединяющей.

Сергей ЛЕВИН

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: