Евгений Харланов. Блок? Бальмонт? Арфеев

МГ-Экспресс. – 1993. – 30 апреля (№ 49-50).

Наследие

БЛОК? БАЛЬМОНТ? АРФЕЕВ.

ПОСЛЕДНЯЯ РЕЦЕНЗИЯ ПОЭТА И ФИЛОСОФА ЕВГЕНИЯ ХАРЛАНОВА.
ОН УМЕН В ПЕРВУЮ АПРЕЛЬСКУЮ СУББОТУ.

Карманного формата, хорошо оформленная книжка стихов Александра Арфеева, изданная за счет средств РИЦ «ВЗГЛЯД», вышла недавно в Тамбове под названием «Небесный рыбак». К сожалению, автора я лично не знаю, но по сведениям ему лет двадцать пять – четверть века, порог зрелости, поэт еще не сложился, идиш ил причин запаздывания в приводе зрелости, на мой взгляд, является у нас традиционная трудность общения е читателями. В застойные годы охотно печатали лишь «маститых», то есть хорошо приспособившихся авторов, и не допускали ничего недостаточно ярко-красного.

 

Всегда был убежден, что доказательная оценка стихов может базироваться лишь на построчном разборе, а не на общем впечатлении. От того, какие слова выбраны, прямо зависит гармония целого.

Начнем с первого стиха.

«Узреть таинственные связи неведомый услышать звук и в поэтическом, экстазе святой почувствовать испуг».

Стихотворение претендует на роль увертюры. Между тем, «таинственные связи», «неведомый звук», «поэтический экстаз», «святой испуг» – это ряд словосочетаний (не хочется говорить – штампов), присущих лексике декаданса не самого высшего класса конца XIX – начала XX века в русской поэзии. Поэтому, наверное, никакого святого испуга читатель не почувствует, если он хоть чуть искушен в недавней истории поэзии.

Слишком заметна, к тому же, тенденция к «красивости», то есть к звучным словам и их комбинациям. А подлинное искусство в принципе конструктивно. Оно стремится сделать зримой прежде всего не декор, а новизну, смелость, оригинальность конструктивного решения, как во все тех же готических соборах, например. В стихе же несущей формой является мысль-образ, конструкция, которая каждый раз изготавливается не из стандартных элементов и деталей, а из материала, который окажется под рукой.

Чувствую, что здесь надо пояснить мысль. А. Блок в общем-то считается довольно традиционным поэтом, не блещущим особой новизной форм и приемов, сильно уступающим в этом смысле многим поэтам-современникам. Однако чем же тогда объяснить неизменную притягательность его стихов? Будь он в самом деле только эпигоном, вряд ли бы он завоевал столь постоянное поклонение многих и многих любителей поэзии в России. А секрет в том, что А. Блок в лучших вещах – новатор, только новаторство свое он не выпячивает (в этом Необходимо чувство меры, так же, как и всюду.

«мы сидели с тобой в переполненном зале,
тихо пели смычки о любви,
я послал тебе черную розу в бокале
золотого, как небо. Аи».

Здесь три строчки достаточно банально-романсовы. Есть и квасивость, впрочем, необходимая для романсового жанра – «черная роза в бокале», – еще и с явным оттенком декаданса. Но погоду делает, спасает стих от печати пошлости, это «золотое, как небо, Аи». Золотым небо оно действительно бывает над Петербургом в известное время года.

…Вероятно, читателю покажется, что в статье о конкретном сборнике слишком много общих рассуждений. Но речь идет не об очередной типовой книжечке. В данном случае есть необходимость изложить сначала основные художественные пробования и как-то их обосновать.

«Это я или ты? или мы – отражение
двух параллельных зеркал.
Боже, как страшно сомнение,
когда неведом идеал».

Это второе – стихотворение из четырех строк. Не знаю, как вам, а мне оно кажется пустоватым, как зеркало, которому нечего отражать. разве такое же зеркало с пустотой в глубине. В подобной пустоте нет ни страха, ни радости, и непонятно, почему автор вздрагивает от испуга при отсутствии идеала, испытывая какие-то сомнения относительно того. «Я это или ты?» Да собственно – никто и ничто.

Дальше в том же Духе. Например.

«Я ничего никому не хочу объяснять
Я немоту переплавил в молчанье
И понял, что жив…»

Поди разберись, каким образом переплавляют немоту в молчанье. Многозначительность бывает принципиально противоположной многозначности или амбивалентности Явления. Можно сделать многозначительную мину, ничего не знача при этом.

Что ж, даже выдающиеся поэты в. молодости грешили ложной многозначительностью, даже Гете, которого Гегель в свое время упрекал за то, когда в одном из стихов тот в конце каждой строфы вводит навязчивый рефрен «Прощай, господин капрал!» В то же время у Гете есть другое прелестное стихотворение о букете, продолжает Гегель, мысль которого совершенно ясна. Там говорится о букете, посланном любимой вместе с сотней поклонов. Ведь, срывая цветок, и поэт совершал поясной поклон. Но бог с ним, с Гегелем, у него тоже свои вкусы.

Думается, А. Арфеев испытывает серьезный интерес к восточной медитативной культуре. Об этом говорит раздел «Китайские строфы», в котором он пытается создать вещи в несколько строк. Иногда ему это удается: чувствуется . в некоторых строках веяние «сатори» – просветления, являющегося целью буддийской медитации, поэзии чань – . или дзен-буддизма. «Сегодня я варил рис, играл на лютне смотрел в окно на снегопад и кажется сам Ли Бе заходил на порог моего дома». Или: «В покинутой паутине переплетенной солнечным лучом как в гамаке качался лист белого налива не прельщенной прохладной земли». Лист как бы хочет задержать осень, повиснув в паутине. Подобные ассоциации действительно являются узловыми, в китайской или японской лирике.

Удачные в принципе строки А. Арфеева «В сумерках стрекотали кузнечики вдалеке слышался лай собак и в песнь ветра вплелись шаги утомленных путников» можно было бы сократить без ущерба для смысла и для вящей выразительности в два раза: «Сумерки. В стрекот, лай вдалеке, шорох ветра вплелись шаги путника». Не надо говорить о кузнечиках, ясно, что стрекочут не овцы, о собаках – лают не верблюды. Лучше обойтись и без эпитета «утомленного», поскольку если шаги «вплетаются», то путник «плетется», значит, устал, то есть в глаголе уже содержится искомый призрак.

И хотя совет самая дешевая вещь, ничего нам не стоящая, трудно удержаться от рекомендаций писать все же больше в жанрах, свойственных русской поэзии. Богатство русского языка и поэтических тропов неисчерпаемо.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: